Конспект совместной деятельности в подготовительной к школе  группе. "Волшебник русского Севера"

Конспект совместной деятельности в подготовительной к школе  группе. "Волшебник русского Севера"

Конспект совместной деятельности в подготовительной к

школе  группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

           Тема: "Волшебник русского Севера"

 подготовила воспитатель Хухрина Ирина Валентиновна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

 «Детский сад комбинированного вида №157 «Сиверко»

 

"Волшебник русского Севера"

Конспект совместной деятельности в подготовительной к школе  группе.

 

Образовательная область: Познавательное развитие.

Интеграция областей: Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Социально-коммуникативное. Развитие речи.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская,  восприятие художественной литературы и фольклора.

Форма проведения: совместная  деятельность

Возраст детей: 6-7 лет

Цель:  

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к творчеству С.Г. Писахова.

Задачи:

Образовательные:

1.Продолжать знакомить с творчеством С.Г. Писахова сказочника и живописца.

2.Познакомить с отдельными фактами биографии С.Г. Писахова.

  1. Через познавательно-исследовательскую деятельность развивать в детях умение решать проблемные задачи.

Развивающие:

1.Развивать умение выражать свои мысли опираясь на впечатление от прочитанного и увиденного.

2.Упражнять в согласовании слов в предложении, в подборе однокоренных слов.

 Воспитательные:

1.Воспитывать уважение к культуре родного края.

Материал: персонаж: рассказчик в северном народном костюме, демонстрационный – портрет Писахова, фото сказочника, репродукции картин, колокольчики, мелодия народной  игры: «Тетёра » , фрукт 2 апельсина, лупы, ёмкость с водой. фото памятника пр.Чумбарово-Лучинского «Здравствуйте, люди добрые».

Предварительная работа: чтение сказок , беседы, просмотр мультфильмов по сказкам Писахова, раскраски, рассматривание фотографий С.Г Писахова, репродукций картин, иллюстраций с книгам С.Г.Писахова, экскурсия с родителями на пр.Чумбарова-Лучинского к памятнику, посещение библиотеки на Майской горки им. Писахова.

Прогнозируемый результат:

Дети захотят познакомиться с другими произведениями северных писателей.

 Формируются  умения  практического и творческого применения знаний в учебно-воспитательной деятельности.

Активизируется познавательный интерес к дальнейшему изучению истории и культуры своей малой Родины;

У детей должно сложиться позитивное отношения к достопримечательностям, традициям, историческим ценностям Архангельска.

 

План (ход проведения):

 Воспитатель: Дружно за руки возьмемся

                       И друг другу улыбнемся.

                       Повернемся мы к гостям,

                       Улыбнемся мы и там.

                     - Здравствуйте, гостям мы скажем

                        И занятие покажем.

 

Воспитатель привлекает внимание детей к столу с колокольчиками.

Воспитатель: Колокольчик зазвонит у того, кто любит рисовать. А теперь колокольчик зазвонит у того, кто любит с горки кататься. («Замечательная зимняя забава»).  Колокольчик зазвонит у того, кто занимается в спортивной секции. 

 («Серёжа расскажи, каким видом спорта ты занимаешься.).

 А сейчас зазвонит мой колокольчик. Я хочу рассказать о своём увлечении.

 - Когда я была маленькой, я очень любила слушать сказки. Раскрою вам секрет, что я и сейчас – уже взрослая – люблю сказки.

Думаю, что и вы их любите?!

- И вот я все размышляю, почему мы все так любим сказки?!

 Ответы детей

 - Правильно, потому что они добрые, смешные, там добро побеждает зло, там храбрые герои и т.д. Вот как много можно сказать о том, почему мы любим сказки. А сами пробовали сочинять сказки? Я пробовала, но у меня ничего не получилось. Оказывается, это очень сложно!

  - Отгадайте загадку:

«Жил угрюмый человек

 Маленького роста.

 Сказки сказывал в свой век,

 Живя довольно просто.

 В сказках тех его душа,

 Бело море и леса,

 Снег, мороз  в них, чудеса,

 В них вся Поморская земля».

- Сегодня мы поговорим о нашем земляке, архангелогородце, художнике, сказочнике Степане Григорьевиче Писахове.

 

Дети проходят на стулья (стулья стоят полукругом)

 (Показать фотографии Писахова, дом Писахова, иллюстрации к сказкам)

- Мальчик Степа, так его звали в детстве, очень любил слушать сказки. И все что видел вокруг себя в окружающем мире и что слышал – Степа запоминал. Когда он стал взрослым – это ему все пригодилось. И стал Степан Григорьевич Писахов писать сказки.

А сказки-то у Писахова особенные: то ли быль – то ли небылица, то ли правда – то ли нет, то ли шутка – то ли всерьез. И такие сказки  у него смешные!

 Кто главный герой всех сказок Писахова, кто нам рассказывает все истории.

Ответы детей: Сеня Малина.

- Правильно Сеня Малина – крестьянин деревни Уйма, что 18 километров от Архангельска. Этот человек бывалый, мастер на все руки: он и пахарь, и рыбак, и охотник. И в Москве, и в Питере был и по многим морям путешествовал.

 Вот послушайте сказку «Апельсин» (воспитатель надевает шаль и повязку преображается в рассказчика):

Рассказчик  и поёт:       «Как по Северной Двине, Сеня плыл на корабле.

                                                      Корабли, кораблики апельсины, яблоки».

Дак вот ехал я вечером на маленьком пароходишке. Река спокойнехонька, воду пригладила, с небом в гляделки играт - кто кого переглядит. И я на них загляделся. Еду, гляжу, а сам апельсин чищу и делаю это дело мимо-думно.

Вычистил апельсин и бросил в воду, в руках только корка осталась. При солнечной тиши да яркости я и не огорчился. На гладкой воде место заприметил. Потом, как семгу ловить выеду, спутье не спутье, а приверну к апельсинову месту поглядеть, что мой апельсин делат?

Апельсин в рост пошел, знат, что мне надо скоро, - растет-торопится, ветками вымахиват, листиками помахиват. Скоро и над водой размахался большим зеленым деревом и в цвет пустился.

И така ли эта была распрекрасность, как кругом вода, одна вода, сверху небо, посередке апельсиново дерево цветет!

Наш край летом богат светом. Солнце круглосуточно. Апельсины незамедлительно поспели. На длинных ветвях, на зеленых листах как фонарики золоты.

Апельсинов множество видать, крупны, сочны, да от воды высоко - ни рукой, ни веслом не достанешь, на воду лестницу не поставишь.

Много городских подъезжало, вокруг кружили, только все безо всякого толку.

Раз буря поднялась, воду вздыбила. Я в лодку скочил карбасов штук пятнадцать с собой прихватил, к апельсиновому дереву подъехал. Меня волнами подкидыват, а я апельсины рву. Пятнадцать карбасов нагрузил с большими верхами, и лодка полнехонька. На самой верхушке один апельсин остался. Пятнадцать карбасов да лодку с апельсинами в деревню пригнал. Вся деревня всю зиму апельсинами сыта была.

Меня раздумье берет, как достать остатный апельсин. В праздник, в тиху погоду подъехал в лодочке к апельсиновому дереву. А около дерева тоже в лодочке франт да франтиха крутятся. Франт весь обтянут-перетянут - тонюсенький, как былиночка. А франтиха растопоршена безо всякой меры, у нее и юбка на обручах. Франтиха выахиват:

- Ах, ах! Как мне хочется апельсина! Ах, ах! Не могу ни быть, ни жить без апельсина.

Франт отвечат:

- Для вас апельсин? Я-с сейчас!

Поднялся обтянутой, тонконогой и как пружинка, с лодки скочил. Апельсина не достал, на лодку упал, на саму корму. Лодка носом выскочила, франтиху выкинуло. Франтиха над водой перевернулась, на воду юбками с обручами хлопнулась и завертелась, как настояща пловуча животна!

Франт в лодке усиделся, франтихе веревочку бросил и мимо городу на буксире повез.

Франтиха на лице приятность показыват, ручкой помахиват и так громко говорит:

- Теперь ненавижу в лодках ездить, как все, и ах как антиресно по реке самоходом гулять наособицу!

Городски франтихи с места сорвались, им страсть захотелось так же плыть и хорошими словами, сладким голосом на берегу гуляющих дразнить. Франтихи в воду десятками скакать почали.

Народ, который безработный был, много в тот раз заработали - мокрых франтих из воды баграми выволакивали. Смотреть было смешно, как на балаганно представленье.

К апельсиновому дереву воротился, дерево нагнул и апельсин достал.

Дело стало к вечеру, вода стихла, выгладилась, заблестела. Небо в воду смотрится, на себя любуется.

 Стал апельсин чистить без торопливости, с раздумчивостью.

Вычистил апельсин, на себя оглянулся, а у меня только корки в руках. Апельсин я опять мимодумно в воду бросил. Должно, опять впрок положил.

 

Рассказчик: Ребята, Что апельсины  существуют – это правда!                  Ответы детей.

И что наш край летом богат светом. Солнце круглосуточно–  правда! Ответы детей.

И что в наших северных реках ловят сёмгу! Ответы детей.

 Но что бы в реке выросло апельсиновое дерево – это  уже сказки! А слова-то, какие в сказке: быват, собирам, всяка посуда, подходяща! Как будто старый старичок сказку рассказывает.

 

Рассказчик: Ребята, а кто попробует сказать эти слова?

 Быват – не быват, собирам – не собирам, подходяща – не подходяща и т.д. Молодцы! Здорово у вас получается!

  Рассказчик: Ребята, а кто попробует объяснить старинные поморские слова?

 

- Река спокойнехонька.  Ответы детей.

- И така ли эта была распрекрасность.    Ответы детей.

- Франт и франтиха.                Ответы детей.

- Апельсин я опять мимодумно в воду бросил. Ответы детей.

 

Рассказчик: «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»! Чему нас учит эта сказка?

Ответы детей: Быть скромнее в своих желаниях и находить выход в сложных ситуациях.

 А сейчас с прекрасным настроением я приглашаю вас на весёлый танец.

 Физ. минутка: Народная игра: «Тетёра ».

Двое держаться за руки, между ними идут цепочкой тетера и ее "дети". Все поют:

 

Тетёра шла,
Моховая шла,
Шла по ельнечку,
По березнечку,
Сама прошла,
И детей провела,
Самого маленького оставила.

На последнем слове двое ловцов опускают руки и ловят кто не успел пройти. Круг становиться шире... и так далее - пока всех не переловят, обычно когда осталось двое, они становятся ловцами, а остальные опять цепочкой, и играем заново.

 

 

ПОЧЕМУ НЕ ТОНЕТ АПЕЛЬСИН

Воспитатель:  Но это ещё не все тайны сказки. Я приглашаю вас в лабораторию.

Дети и воспитатель надевают фартуки для опытов.

Понадобится:

На столе ёмкость с водой, апельсин целый, апельсин очищенный, ( кожура ), лупы.

Чем отличаются эти апельсины друг от друга? Ответы детей.

Эксперимент:  Вначале опустите один из них в воду. Что происходит? Апельсин всплывает и держится на поверхности. Теперь очищенный апельсин. Неужели он утонул?

С каким спасательным средством мы можем сравнить кожуру? Ответы детей.

Объяснение: В апельсиновой кожуре содержатся пузырьки воздуха, которые и выталкивают апельсин на поверхность воды. Оставшись без кожуры, апельсин тонет, потому что он тяжелее воды.

Воспитатель:  Вот какой интересный секрет апельсина помогла  нам раскрыть сказка.

 

- Молодцы, ребята.

- Вот какой у нас с вами знаменитый ЗЕМЛЯК был – художник, путешественник, сказочник, шутник, ну просто ВОЛШЕБНИК какой-то.

- А, как мы, земляки, великого сказочника, художника, путешественника помним о нем и что делаем, чтоб никто не забывали о С.Г.Писахове?

 - Как туристы из других городов и стран могут узнать, что жил на нашей земле такой «волшебник»?

Ответы детей.

- Правильно, есть у нас музей МС.Г.Писахова, что на улице Поморская, памятник Писахову на Чумбаровке, в магазинах можно купить книги сказочника или взять в библиотеке.

- Сейчас задание на внимание: Какой из этих памятников (предложено 3 варианта) стоит на Чумбаровке?

Ответы детей.

- Как называется памятник Писахову?

-  Правильно «Здравствуйте, люди добрые». Стоит Степан Писахов лицом на улицу Поморская.

Он протягивает руку прохожим…и сложилось поверие, если загадать желание и пожать руку сказочнику, оно обязательно сбудется.

- Молодцы, мы сегодня отлично позанимались, поиграли, много узнали, повторили и закрепили, да гостям скучать не давали. Сегодня мы с вами путешествовали по сказке Писахова  «Апельсин».  На наших следующих занятиях мы познакомимся с другими интересными сказками. Вот и подошло к концу наше занятие. Как сказал бы Степан Григорьевич Писахов: «До свидания, люди добрые».


Автор:  Хухрина И.В.