Презентация. Формирование целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование и практическую деятельность.

Презентация. Формирование целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование и практическую деятельность.

Слайд 1

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ ПРЕТЕНДУЕТ НА РОЛЬ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе, различная окраска объектов окружающей действительности. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком. (здесь надо сократить)

Слайд 2

Известный психолог Блонский писал: “Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”. Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием мы проводим различные опыты и эксперименты: с песком, воздухом, водой и её состояниями, цветом, с весами, с магнитом, незабываем и научные опыты. В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов.

 

Слайд  3

Поделки из льда - интересное занятие для ребенка, ведь он не только работает своими руками, но и наблюдает за действием законов природы.
1. В формочки налить воду и заморозить. Но сначала взять веревочку и разложить ее так, чтобы она утопала немного в ней. Воду подкрасить акварелью. Через час-другой достать из морозилки, подержать минут 10-15, потом осторожно выдавить из формы. Получаются отличные разноцветные  украшения из ледяных кубиков.
2. Налить подкрашенную воду в формочки для песочницы (утка, рыбка и пр.),.
3. Можно добавить кусочки фольги, крупу и пр. материал в воду, когда замерзнут - будет интересно разглядывать, как они там внутри находятся.

Слайд 4

Почему не тонут айсберги. На этот вопрос ответ дал наш земляк  Михаил Ломоносов.  Вода единственное на земле вещество - которое в твёрдом состоянии легче, чем в жидком. Айсберги не тонут потому, что состоят из замёрзшей воды — льда, а лёд всегда всплывает и ещё — лёд легче .
Мы можем наблюдать лишь 10 процентов всего айсберга. Оставшиеся 90 процентов скрыты под водой.

Слайд 5

Задачи : Узнать что такое снег и как он образуется; Изучить свойства снега; Узнать, можно ли иней считать снегом Рассмотреть формы снежинок и узнать об их исследователях Наблюдать за таянием снега можно в реальных условиях на прогулке; cделать  выводы и исследования.
 Снег прилипает к деревьям тепло будет.  Вот они какие каппилярные свойства воды.
Предложения  Узнать, как делают искусственный снег и для чего он нужен. Как делают красивые ледяные скульптуры. Было бы здорово тоже сделать ледяной городок в «Сиверко».

Слайд 6

Все любят снег, ведь с ним можно придумать столько интересных игр! Сегодня проводим опыт со льдом. Ребята с интересом рассматривали разноцветные льдинки и слушали задание: взять кубик льда без помощи пальцев. Но как? С помощью ниточки это оказалось возможно! Один конец ниточки положили на кубик льда, затем посыпали его щепоткой соли. Теперь немного терпения, и вот, тянем за ниточку и поднимаем лед! Ниточка «прилипла» к льдинке! Когда мы посыпали лед солью, лед подтаял, т. к. частицы соли притянули к себе молекулы воды. Но если немного подождать, лед вокруг веревочки опять замерзнет. Так ребята узнали, что соль понижает температуру замерзания воды, поэтому дороги и тротуар зимой посыпают солью.

Слайд 7

Поставьте два зеркала под углом больше чем 90°. В угол положите один апельсин.

Вот тут и начинается, но только начинается, настоящее чудо. Апельсинов стало три. А если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество апельсинов начинает увеличиваться.

Другими словами, чем меньше угол сближения зеркал, тем больше отразится предметов.

Спросите у ребенка, можно ли из одного апельсина сделать 3, 5, 7. Что он вам ответит? А теперь поставьте вышеописанный опыт.

Слайд 8

Цель: вырастить  кристалл  из  различных  минералов (из  сахара, минералов соли, медного  купороса)
 Формы  работы:
 Беседа «Загадочный мир минералов».
 Чтение сказок П.Бажова «Голубая змейка», «Серебряное копытце».
Беседа «Каждому знаку Зодиака свой камень»
 Наблюдение «Как растёт кристалл».
 Игра-упражнение: «Составь кристалл» (с опорой на картинки)

Слайд 9

Простые эксперименты с обычной бумагой полны новых открытий! Бумажный мост
Предлагаем ребёнку построить мост из конструктора и бумаги. Возводим опоры моста из Лего, кладем сверху лист бумаги и делаем вместе предположение, выдержит ли такой мост вес игрушечной машинки? Проверяем: лист с машинкой падает. Почему? Бумага слишком гибкая! А если положить на опоры не один, а несколько листов, к примеру, 4 слоя? Проверяем: мост не стал крепче, и лист снова соскальзывает вниз. И вот новая идея – сложить края листа гармошкой. Теперь машинка уверенно стоит на мосту, и бумага не прогибается! Почему тот же самый, тоненький лист бумаги проявил новые свойства? Благодаря сделанным складкам он стал жестче, что и позволило выполнить эту, на первый взгляд, невыполнимую задачу. 

Слайд10

Воздух – неосязаемая величина, его невозможно пощупать, понюхать, он находится повсюду, но для человека он невидим, узнать, сколько весит воздух  возможно. Чтобы наглядно объяснить им, что воздух  имеет вес, можно провести этот опыт. Понадобятся весы и воздушный шарик.

Слайд 11

В нашем опыте демонстрируется эффект, на основе которого поднимаются над землей настоящие большие воздушные шары.
Для опыта понадобятся: воздушный шарик, пластиковая бутылка, две емкости под воду, горячая и холодная вода.
Почему так происходит:
При погружении бутылки шариком в горячую воду, воздух внутри бутылки нагревается и увеличивается в объеме. Стенки шарика более эластичные, чем стенки бутылки, поэтому расширенный воздух надувает именно шарик. А когда мы погружаем бутылку в холодную воду, воздух внутри нее остывает, уменьшается в объеме, и поэтому шарик сдувается.

Слайд 12

Понятие об электрических зарядах Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов. Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.
Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды

Слайд 13

Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку.

Слайд14

Цель: Обучать детей демонстрации опытов перед  своими младшими друзьями. Познакомить детей со свойством магнита : притягивать металл, развивать интерес к экспериментальной деятельности.

Слайд 15

Цель: Продолжаем знакомить детей со свойствами магнита в воде.

Слайд 16

 Теперь дети знают устройство игр с магнитами.

Слайд 17

Цвет - это одна из великих радостей!
Игра с цветными жидкостями, играет важную роль в художественном развитии и формировании эстетики восприятия цвета у ребенка. Сюда же можно отнести бесценный опыт познания цветовых влияний, цветовых взаимодействий и самостоятельное построение цветовых гармоний и композиций, в процессе самостоятельной игры на подсознательном уровне.
Из плоского пространства листа ребенок выходит в объемный мир - перетекающих цветовых форм.
Дайте возможность  ребенку погрузиться в безмолвную красоту цвета и он вынесете оттуда много полезного! Какой цвет ему больше нравится, на какой цвет приятнее смотреть, какие цветовые комбинации вызывают приятные чувства, какие цвета ласкают взгляд.

Слайд 18

 Ребята  стали очевидцами «Молочного волшебства». В  тарелку налили молоко и добавили немного  краски. Капли краски остались там, куда их нанесли. А затем в середину формы налили немного средства для мытья посуды.  Через несколько секунд на глазах удивленных ребят краска стала  двигаться, заворачиваясь в волшебный узор.

 

Слайд 19

Сегодня ребята узнали, что содержится в любимой многими газировке. Для опыта мы взяли «Фанту». Всем детям нравится сладкий вкус и веселые пузырьки цветной газировки, но из чего она сделана? Мы налили «Фанту», подождали пока не перестали появляться пузырьки газа. В газировку мы бросили щепотку соды. Удивительно! В «Фанте» снова появились пузырьки! Ребята уже знают, что разные вещества по-разному взаимодействуют друг с другом, и кислота умеет «отщипывать» частички от разных веществ, выделяя. Вот и в этом опыте кислота «отщипывает» частички от соды, образуя новые вещества – газ и воду. Так ребята узнали, что даже в самой вкусной газировке есть вредная кислота, и решили, что нельзя пить ее часто!

 

Слайд 20

Какой еще опыт можно провести с «Фантой»?  А что будет, если в стакан с этим напитком положить грязную монетку. Внимательно рассмотрев монетки разного достоинства, юные ученые налили в стакан немного «Фанты», положили на дно монетки и оставили до утра.
Первым вопросом на следующее утро был возглас: «Что с монетками!?». Обсуждение результатов опыта захватило всех без исключения, ведь монетки стали блестящими, как новенькие! Оказывается, темный налет на монете – это соединение кислорода и меди, а в «Фанте», как ребята уже убедились, содержится кислота. Кислота «отщипнула» частицы кислорода, и без него медь снова стала блестящей. Так наши ребята еще раз убедились, что не все продукты и напитки, продаваемые в магазинах, полезны.

 

Слайд 21 Семья и детский сад – два важных института социализации   детей.  Для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.                                                                         

Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ.  В связи с этим возникает  необходимость  по иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями, с целью создания партнерских отношений «семья- детский сад».

То есть:

  1. Сделать родителей участниками воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, удовлетворить интересы родителей и детей.
  2. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
  3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
  4. Оказать помощь родителям в воспитании детей, активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Цели и задачи семьи и детского сада совпадают

     Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.

Эксперименты для детей – одно из важнейших условий развития эрудиции и дальнейшего интереса к учебе.

Слайд 22 Изготовление собственного мыла совсем не сложный, но очень приятный процесс.
Кроме того, он дает неограниченный простор для творчества. 

Слайд 23 Эксперименты для детей могут приносить не только пользу познания, но и в полнее материальное удовлетворение. Например, результатом эксперимента может стать мыло ручной работы, которым можно порадовать своих друзей. Мойте руки на здоровье и творите дальше!

Слайд 24 Многие из опытов в детском саду настолько просты, что их легко повторить в домашних условиях – они не требуют специальных приспособлений и безопасны. Опыты показанные детьми увлекут и родителей.

Слайд 25 Кухня - отличное место для проведения экспериментов.

Cлайд  26  Готовим сахарный сироп разной концентрации. Добавляем краску. Наступает ответственный момент – все сиропчики выливаем в один стакан. Начинаем с концентрированного, заканчиваем слабеньким. Эх, красота получается!

 

 

 

 

Cлайд  27

Как ребенку доступно и интересно рассказать о том, что такое вулкан? Да и еще чтобы он всё понял. Можно, конечно, вооружиться книжками с картинками вулкана в разрезе и пытаться объяснить на словах, как  магма выбрасывается наружу. А можно и самим сделать вулкан в домашних условиях. И не только удовлетворить любопытство юного исследователя, но и пробудить интерес к географии, химии и геологии. Как бы родители ни сопротивлялись бабушкиным принципам

 Cлайд   28

Это один из самых простых и наглядных опытов, который можно сделать дома. Нам потребуется всего лишь сырое яйцо, стакан и немного соли,
которые есть в хозяйстве у любой мамы.

Cлайд   29   Как бы родители не сопротивлялись бабушкиным принципам воспитания, именно они как оказалось, дают возможность развиться способностям детей гораздо лучше, чем любые разумные и правильные родительские теории. Та вседозволенность, которая нам кажется вредной и расслабляющей, создает благоприятную среду для совершенно нестандартных идей и начинаний.

  Cлайд  30  Если полиэтиленовый пакет наполнить водой и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей. 

Cлайд  31 Все, наверное, в детстве любили игры в шпионов — писали письма «секретными» молочными чернилами. Секрет «проявляющихся» писем прост: белок молока сворачивается и темнеет при нагревании. Это его свойство может стать основой для множества игр с ребенком.

Нарисуйте тайную карту сокровищ, разорвите ее на несколько частей, и части спрячьте в разных местах. Находя элементы карты, их нужно будет проявить, соединить и только тогда найти клад.

 Рисуйте картинку молоком, а потом, прогревайте ее по частям, а ребенок пусть угадает, что у вас нарисовано.

 

Cлайд  32  Взаимодействие родителей и детского сада не возникает сразу. Это длительный процесс и постоянный поиск новых путей сотрудничества.
И пусть мы пока не имеем 100% привлеченных родителей, но то, что союзников стало гораздо больше, это факт. Можно смело сказать, что в группе сформировался дружный коллектив педагогов, родителей и детей.
Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
В результате такой работы происходит осознанное включение родителей в единый совместный с педагогами процесс развития личности ребенка.
К тому же, данный пример  взаимодействия с родителями можно применить ко всем образовательным областям ФГОС дошкольного образования.

 


Автор:  Хухрина И.В.