Конспект занятия по финансовой грамотности "Приключения Буратино".

Конспект занятия по финансовой грамотности "Приключения Буратино".

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад комбинированного вида №157 «Сиверко»

Городской заочный конкурс-ярмарка программно-методических материалов по финансовой грамотности

Методическая разработка занятия

«Приключения Буратино»

Для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Составила воспитатель:

Хухрина Ирина Валентиновна

г. Аргангельск

2020

Введение

Занятие по формированию финансовой грамотности «Приключения Буратино» составлено в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и  комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.

Занятие  направлено на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей жизни, организации материальной стороны окружающего пространства.

Занятие  обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие. Представленное занятие не является ознакомительным и информационным. Выстроено на базе имеющихся первоначальных знаний детей по финансовой грамотности.

Актуальность

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал .

Проблема связана с недостатком понятных и доступных для детей программ и образовательных материалов по основам финансовой грамотности. Это влечет за собой отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях.

Цель

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи

Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

Развивать основы финансовой грамотности дошкольников по средствам

разнообразных видов детской деятельности;

Совершенствовать коммуникативные качества детей;

Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;

 Воспитывать умение работать самостоятельно, активно включаться в коллективную игру.

Организационный момент.

Дети встают в круг. Выполняют движение:

 В круг широкий вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево.

В центр мы дружно соберёмся,

И на место все вернёмся.

 

Отгадайте – ка, ребятки, мою новую загадку!

Деревянного мальчишку,
Шалуна и хвастунишку
Знают все без исключений.
Он любитель приключений.
Легкомысленным бывает,
Но в беде не унывает.
И синьора Карабаса
Обхитрить сумел не раз он.
Артемон, Пьеро, Мальвина
Неразлучны с ... ( Буратино)

Воспитатель вносит игрушку Буратино с зашифрованным словом

5

6

1

3

2

4

 и отгадкой в очень маленькой коробочке. А так же 6 конвертов. Предлагает детям с помощью заданий в конвертах отгадать буквы.

  1. «Какое слово лишнее?» Цель: Развить умение определять «лишний» предмет, выделяя общий признак других.

Из конверта №1 воспитатель достаёт карточки с изображением четырех предметов, из которых один лишний.

Дети встают за стулья на свои места.

Содержание. Детям предлагаются четыре картинки с изображенными на них определенными предметами. Чтобы найти лишний предмет, ребенок объединяет три предмета по какому-либо признаку. Назвав лишний предмет, ребенок объясняет свой выбор.

5 рублей, 10 рублей, 50 копеек (в монетах), 100 рублей (банкнота).

Кофта, машина, кольцо, солнце.

Магазин, ларек, торговый центр, жилой дом.

Цена, товар, деньги, ночь.

Воспитатель открывает букву под цифрой 1. Предлагает прочитать слово.                                                                                                                                       

5

6

н

3

2

4

 

  1. За столами. «Что и когда лучше продавать?» Цель: Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос. Из конверта №2 воспитатель достаёт карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой и т. д.); мелкие карточки с изображением сезонных товаров всем детям.

 

Содержание. Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например: панамки, сандалии, сарафан, бадминтон и др. - в «летний» магазин. Шубу, шапки, варежки – в «зимний».

Воспитатель на снежинке открывает букву под цифрой 2 

5

6

н

3

т

4

 

  1. За столами. «Угадай, где продаются» Цель: Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов. Из конверта №2 воспитатель воспитатель достаёт загадку

В ярко рыжей кожуре

Вырастает на жаре.

Круглый, вкусный "витамин", 

Это сочный ...

              (АПЕЛЬСИН)  Воспитатель показывает отгадку.
 Пальчиковая гимнастика «Апельсин» с использованием мнемотаблицы.

Затем достаёт картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т. д. всем детям.

Содержание. Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т. д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

 Воспитатель открывает букву под цифрой 3. Предлагает прочитать слово.                                                                                                                                      

 

5

6

н

е

т

4

  1. Свободное размещение. Из конверта №4 воспитатель достаёт загадку

Как назвать одним словом

Лото и футбол

Прятки, шахматы, жмурки,

Твистер и волейбол? (Игра)

 

Подвижная игра "Затейники" Цель: Развивать творческие способности детей, ориентировку в пространстве, внимание.
Содержание. С помощью считалки выбирается затейник, который встает в центре круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо, потом влево и произносят:
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте! Дружно вместе
Сделаем вот так!
Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение. Все должны его повторить. Тот, кто лучше всех повторит движение, становится новым затейником.

 

Воспитатель открывает букву под цифрой 4. Предлагает прочитать слово.                                                                                                                                      

5

6

н

е

т

а

 

  1. За столами. Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Из конверта №5 воспитатель достаёт загадку

 Груша, яблоко, банан.

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся…(Фрукты) Дети называют все известные фрукты.

Игра «Груша-яблоко». Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Содержание. Дети рисуют на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

Воспитатель на снежинке открывает букву под цифрой 5. Предлагает прочитать слово.         

      

м

6

н

е

т

а

                                                                                                                   

  1. За столами. Из конверта № 6 воспитатель достаёт загадку

В кармане держу я для денежки домик.

Но денежка эта свой домик не помнит

- Сегодня лежит она в доме своём,

А завтра её в магазин отдаём.

И домик пустеет, и домик грустит:

 «Когда же другая меня навестит? »  ( Кошелёк)  Воспитатель показывает отгадку.

Мастер – класс оригами «Кошелёк» Приложение №1

Цель: Умение конструировать более сложные фигуры в технике оригами на основе ранее изученных приёмов.

Материалы:

лист белой или цветной бумаги формата А4 (бумага должна быть достаточно плотной).

по желанию - цветная бумага, клей, карандаши либо фломастеры – для украшения поделки.

 

Первое действие очень простое. Нам нужно правильно расположить лист на столе– горизонтально (убедиться, что дети правильно понимают значение этого слова и при необходимости объяснить его). После этого мы будем сгибать наш лист бумаги пополам (показывает) – нижние уголки листа мы знакомим с верхними. Но обратите внимание – уголки должны совпадать. Все поняли, что это означает?

(Убедиться, что все дети сложили листок правильно).

- Дальше, ребята, мы будем делать так, чтобы из середины нашего будущего кошелька ничего не могло выпасть. Посмотрите, как легко расходятся две стороны! Чтобы они не расходились, мы загнём полоску сверху, там, где сходятся края нашего кошелька.

(Убедиться, что все дети правильно загнули полоску нужной ширины). 

- Следующее действие, ребята, тоже простое. Посмотрите внимательно на полоску, которую мы с вами загнули. Все ли её тщательно прогладили? Теперь, если мы её отогнём обратно, у нас останется ровная и аккуратная линия сгиба. Все её увидели? Именно до этой линии сгиба мы будем загибать два треугольника. Как мы это сделаем? Мы берёмся за нижний треугольник и тянем его от себя вверх и к центру поделки, пока боковая сторона не совпадёт с линией сгиба. Так нужно проделать с двух сторон.

(Убедиться, что дети всё сделали правильно).

- Не забудьте тщательно прогладить место сгиба. И теперь мы заново загибаем нашу полоску, чтобы она не позволила треугольникам разогнуться. Переворачиваем нашу поделку. Сейчас мы будем загибать на себя боковые стороны. (демонстрирует). Обратите внимание, что я загибаю только треугольники. С одной и с другой стороны. Давайте попробуем.

(При необходимости учитель помогает детям правильно загнуть боковые стороны).

- Ребята, посмотрите внимательно. Концы полоски находят один на другой. Мы можем зацепить их один за другой, и тогда из вашего кошелька ничего не выпадет.

- Давайте подумаем, что можно сложить в этот чудесный кошелёк. (Дети перечисляют ответы: деньги, талоны на питание, жетоны от игры, мелкие детали от конструктора, наклейки, вырезанные картинки из тетради по окружающему миру, сим-карта от мобильного телефона и т. д.)

- Вот, оказывается, сколько интересного можно сложить в наш кошелёк!

- Скажите, полезную поделку мы с вами сегодня сделали? А простую? Пригодится ли вам такая поделка в будущем?

Воспитатель на снежинке открывает букву под цифрой 6. Предлагает прочитать слово.         

      

м

о

н

е

т

а

Буратино показывает, что у него было спрятано в коробочке. Кладёт монету в кошелёк. Прощается с детьми. Уходит.

Рефлексия: Что понравилось на занятии? Что было трудно? 

Рекомендации

Занятие  предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала. Продолжение практической работы реализуется родителями, как участниками образовательного процесса.

Суть практики:

Регулярно совершать совместные походы в магазин. Давать ребенку возможность самому выбирать товар из вашего списка.

Дома (по возможности), предложите ребенку подсчитывать на калькуляторе стоимость всех товаров, а также проверять срок хранения продуктов на упаковках. Обсудите, почему стоимость похожих товаров отличается: из-за величины упаковки, например, или она разная у каждого из производителей.

На первом этапе предлагайте ему найти конкретный товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет.

На следующем этапе можно дать более сложное поручение, например, выбрать все для собственного завтрака.

Со временем вы увидите, когда ребенок готов выполнять самостоятельные несложные покупки.

Список информационных источников:

ЛИТЕРАТУРА:

Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников) – Калининград, 2013г.

Интернет ресурсы:

Doshkolnik.ru

www.maaam. ru

https://zagadki.info/detyam/koshelek.html

Методический  комментарий:

Как пользоваться разработкой. Воспитатель может использовать для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми по закреплению пройденного материала, а также предоставлять детям игры для индивидуальных занятий.

 

 

 


Автор:  Хухрина И.В.
Используемая литература: 

Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников) – Калининград, 2013г.

Интернет ресурсы:

Doshkolnik.ru

www.maaam. ru

https://zagadki.info/detyam/koshelek.html