Дидактический синквейн, как инновационная игровая технология в работе с дошкольниками по развитию речи».

Дидактический синквейн, как инновационная игровая технология в работе с дошкольниками по развитию речи».

Часто у ребёнка возникают трудности с составлением рассказа по картинке, пересказом прочитанного, детям трудно выучить наизусть стихотворение. Одной из причин является бедный словарный запас. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.

Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры. Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых. При творческом, не директивном использовании синквейна на занятиях и в режимных моментах, синквейн воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии, основанный на подсчёте слов в каждом стихе, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси благодаря японской поэзии.

«Синквейн» от французского слова «пять». Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Несмотря на труднопроизносимое и загадочное название, технология синквейна очень эффективна и проста в применении уже в дошкольном возрасте.

 WP_20181023_09_03_23_Pro.jpgWP_20181023_09_03_36_Pro.jpgWP_20181023_09_03_48_Pro.jpg

Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений: .

  1. Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?»«Отгадай загадки»«Узнай по описанию»«Скажи, какой? какая? какое? какие?»«Подбери признаки»«Кто что делает?»и другие).
  2. Дидактические игры («Найди пару»«Кто что делает?»«Слова с противоположным значением»и др.), настольно-печатные м
  3. атериалы из рабочей тетради «30 уроков развития речи».
  4. Речевые тренинги (картотека материала для речевых тренингов).
  5. Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки»«Что мы делаем – не скажем»«Живые слова»и другие).

WP_20181023_09_04_05_Pro.jpgWP_20181023_09_04_17_Pro.jpg

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

  1. строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);
  2. строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства. слова можно соединять союзами и предлогами.
  3. строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.
  4. строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
  5. строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.

 

 

 

 

Вариативность в применении технологии синквейн.

 

Синквейн использую на занятиях для закрепления изученной лексической темы.

На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий.

  • Составить синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам,
  • Составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • По прослушанному рассказу или сказке;
  • Синквейн – загадка. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих строк, ее определить):

 

Преимущества. Эффективность и значимость технологии синквейн.

 

  • Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
  • Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является игровым приемом.
  • Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
  • Данный метод может легко интегрироваться с другими областями Программы.
  • Технология синквейн не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников.
  • Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
  • Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
  • Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

 

Новая технология – открывает новые возможности. Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.

Использование дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно- ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

Автор:   Хухрина И.В..