Педагогическое сопровождение ребёнка с ТНР

Педагогическое сопровождение ребёнка с ТНР

Педагогическое сопровождение ребёнка с ТНР

Дети с ТНР речи относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья.  

Зачисление и комплектация групп компенсирующей направленности (логопедических) происходит на основании решения городской ПМПК

Программа сопровождения детей с ТНР  включает следующие блоки:

  • логопедическое сопровождение
  • педагогическое сопровождение
  • психологическое сопровождение
  • социально-правовое сопровождение
  • лечебно-оздоровительное

 

Приоритетными направлениями этого процесса являются:

своевременное выявление недостатков в развитии детей;

организация коррекционной работы с детьми

подготовка ребёнка с ТНР к обучению в общеобразовательной школе

 

Инклюзия – это новое, звено в нашей работе. Обучение детей с ТНР  регулируется ФГОС и Российским законодательством.

 

Традиционно, детям с тяжелыми нарушениями речи оказывается комплексная психолого-педагогическая, медицинская помощь.

 

 

Педагогическая диагностика является первым этапом по осуществлению сопровождения в воспитательно-образовательном процессе.

 

Второй этап:  формирование оптимальных условий воспитания и образования детей с проблемами в развитии в соответствии с их индивидуальными особенностями.

 

 

 

В задачу воспитателя входит выполнение требований общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация программы осуществляется через непосредственное взаимодействие специалистов: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Рабочая программа спроектирована на основе адаптированной образовательной программы, которая основывается:

 на вариативной программе для детей с тяжёлым нарушением речи. Автор Нищева.

на примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы

 

Структура  АОП  для детей с ТНР  соответствует основной цели– включения детей в образовательное пространство, ориентированное на нормальное развитие.

 

 В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута на первый план.   Отражая специфику работы в группе компенсирующей направленности и учитывая основную ее направленность, а также имея в виду принцип интеграции образовательных областей, задачи речевого развития включены и в другие области.

  Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы обуславливает взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя, которая осуществляется по плану логопеда.

  Воспитатель помимо общеобразовательных решает и ряд коррекционных задач.

Постоянное совершенствование артикуляционного аппарата и тонкой моторики.

Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

Активизация отработанной лексики.

Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях.

Формирование связной речи.

Закрепление навыков звуко-буквенного анализа и чтения.

Основные направления коррекционной работы воспитателя:

Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой)

Пальчиковая гимнастика

Утренние и вечерние индивидуальные занятия воспитателя по задания логопеда. Работа проводится воспитателем по тетради взаимодействия с уч.-логопедом  и индивидуальным тетрадям детей.

Фронтальные занятия по программе.

Коррекционная работа вне занятий.

 

Необходимость введения новых информационных технологий продиктовано временем. Использование компьютера и медиа установки в обучении детей с проблемами в развитии доказывает свою перспективность и эффективность. Компьютер является обогащающим элементом развивающей предметной среды.

Педагогическое сопровождение ребёнка с ТНР невозможно без сопровождения семьи

 

Известно, что успех коррекционной работы с детьми с речевой патологией во много зависит от слаженности в работе педагогического коллектива и семьи воспитанников.

 Сегодня семья имеет собственное отношение к воспитательно-образовательной, коррекционной деятельности.

Для организации работы с семьями необходимо знать их особенности, а также трудности, с которыми встречаются семьи, воспитывающие детей с ТНР.

Особенности семьи ребенка с ТНР:

  • Отсутствие элементарных представлений о том, чем и как родители могут помочь своему ребенку с ТНР.
  • Семья живет в состоянии постоянного эмоционального напряжения. Понимание того, что процесс специального обучения будет длительным приходит не сразу и вызывает сильнейший стресс. С другой стороны семья избегает проблемы, надеется, что все пройдет само собой.
  • Отсутствие психологической готовности к взаимодействию с ребенком, имеющим речевые нарушения. Чем сложнее нарушения в развитии, чем чаще родители не могут принять сведения об их наличии у ребенка. Легкие речевые нарушения недооцениваются, часто не вызывают беспокойства у родителей, которые связывают с возрастными особенностями. Одни не придают значения, другие отрицают наличие нарушений.
  • Перекладывание функции воспитания и работы с речевыми нарушениями на специалистов и воспитателей.
  • Формальный подход к взаимодействия с логопедом, низкая инициатива.
  • Неоднозначное отношение к комплексной психолого-медико-педагогической  помощи и к ПМПК
  • Низкая способность родителей грамотно и осознанно  выполнять рекомендации в процессе работы по преодолению ТНР.

 

 Заключение:

Под сопровождением понимается система профессиональной деятельности специалистов разного профиля, направленная на создание специальных условий для успешного обучения и развития ребенка, коррекции речевого нарушения через взаимодействие с семьей.

При этом основными принципами сопровождения являются: рекомендательный характер, систематичность проведения работы;  целевое ее планирование;  учет родительских установок и их коррекция в ходе взаимодействия.

 

Педагогическое  сопровождение занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.

Мы  старается сделать все возможное, чтобы выпускник пошел учиться в массовую школу, был адекватен и востребован в социуме, и мы имеем положительный опыт в коррекции детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

 

 

Автор:  Хухрина И.В.